Карта действий и результатов
Материал из PraxOS
Карта действий и результатов — это принятый в PraxOS способ аргументированного введения множества работ или практик. Карта представляется в виде направленного графа (чаще всего — дерева), в каждом узле которого находятся 5 или 6 основных элементов, представляющих собой работу или практику:
- Имя работы или практики: краткая формулировка Действия.
- отглагольная форма («замораживание», «перемещение» и т.д.) для наименования всей группы. Поэтому «потребность в практике», «результат практики», «аргументы практики», «неочевидность практики» (или работы).
- Обстоятельство — что заставляет нас хотеть данного результата -- в частности, нежелательные явления.
- Результат — состояние мира, которое нам нужно в результате давления обстоятельств. Это не действия!
- Аргумент — объяснения того, каким образом Действия будут причиной Результата.
- Действие — приводящее к результату (т.е. состоянию мира).
- Контраргумент — соображение, заставляющее объяснять (т.е. декомпозировать работу) дальше (все формулировки типа «Да, действия таковы, но...» — и в ответ на это возникает следующий уровень). Было — sufficiency assumption («достаточность» — в смысле enough, «достаточно уровней», та же самая «презентационная», а не «содержательная» форма выбора термина Голдратом!).
Различных Обстоятельств, Аргументов, Действий, Контраргументов в каждом узле Карты может быть несколько.
Если уточнять способы выполнения Действия не нужно (все и так очевидно), то Контраргумент не приводится. Если Контраргумент появляется, то появляется еще один уровень, но в нем не может быть меньше двух практик (если в следующем уровне только одна практика, то это вы недоформулировали текущий уровень -- втащите эти разъяснения и уберите Контраргумент).
Особое внимание уделяется вопросу нетавтологичности формулировок Результата и Действий: нельзя писать «Результат: везде холодно. Действие: обеспечить холод» (равно как «Результат: везде лежит разбросанный снег. Действие: разбросать снег», это вы просто написали одно и то же два раза. Поскольку каждое состояние мира (Результат) можно получить множеством способов, то нужно описать конкретный (лучший с вашей точки зрения) выбранный способ получения Результата — и формулировки Результата и Действия начинают существенно различаться: «Результат: везде холодно. Действие: разбросать снег», а связь Результата и Действия и почему вы выбрали именно такое Действие, а не другое, будет объяснена Аргументами.
Карта действий и результатов PraxOS — это русскоязычный перевод мощной идеи Голдратта. Сам Голдратт использует эту технику для компактного представления практик теории ограничений (используя для этого шесть уровней).
Содержание |
Программное обеспечение
Существующее
Лучшая из имеющихся программ для создания Карт действий и результатов — www.flyinglogic.com.
Предлагаемое
В PraxOS существует проект создания софта для редактирования Карт действий и результатов. Вот текущая спецификация.
Мотив для разработки: великолепная Летающая Логика (www.flyinglogic.com)
- а) слишком мельтешит во время работы. Эти полёты на экране жутко отвлекают, все время теряется контекст.
- б) неэффективно тратит пространство рабочей зоны (для каждой фразы отдельная клеточка, что неверно) и никак не отображает логику следования обстоятельств, результатов, аргументов, действий, контраргументов.
- в) представление в PowerPoint, как у первых деревьев Голдратта -- очень неуклюжее представление. Ленточные (двухметровой длины) распечатки из Flying Logic много лучше, в них видна логика всей карты, а не только логика отдельных ее узлов, как в PowerPoint-варианте.
- г) то дерево, которое демонстрирует Голдратт во время своих презентаций, нарисовано во Flash и не более чем дерево из коротких названий, безо всякой детализации. Детализация у Голдратта в PowerPoint.
Требования
- WYSIWYG-редактор, терпимый к неправильностям (т.е. можно составлять «неправильные» карты действий и результатов, хотя редактор может делать пользователю об этом замечания). Откатка работает с самого начала.
- Работа (occurence) или практика (шаблон работы, typical) представляет собой табличку из одного столбца, накрытую предложением-заголовком (заголовок на цветной плашке, цвет совпадает с цветом рамки всей таблицы. Можно подумать, как добавить к заголовку тип "", «работа», «практика» — список можно расширять).
- Ячейки в табличке появляются путем вставки (драг-н-дропом из меню или при фокусе на какой-то ячейке кнопкой insert с последующим назначением типа по правому меню — тогда ряд ячеек ведет себя как буквы в вертикальной строке). Поначалу табличка состоит из предписанного полного набора ячеек — «обстоятельства, результаты, аргументы, действия, контраргументы». Лишние можно будет убрать, а недостающие (например, контраргументы) вставить.
- Каждая ячейка таблички состоит из ее типа («обстоятельства», «действия», «аргументы» и т.д. — список можно расширять) на цветной плашке и текста в самой ячейке. Текст в ячейке форматирован как обычный текст (минимальные опции — простые абзацы и буллетные списки с вложенностью. Остальное — в меру богатства плагина редактирования). Желательно управление размерами шрифта, но необязательно в первой версии программы.
- Каждая табличка располагается в своем уровне (ряду). Между табличками могут быть трассированы стрелки (цепляются снизу или сбоку — ибо может быть несколько ячеек «контраргумент») так, чтобы из них получился направленный граф.
- Новые таблички появляются путем
- драг-н-дропа из знака таблички (меню типов таблички, если типы есть) на полях рабочего поля — в то место, куда покажет курсор таблички. Курсор таблички и вставка происходят так, как будто бы таблички — это буквы (режим вставки).
- при фокусе на табличке нажатием shift-insert (тип таблички можно проставить потом, если типы есть) — вставка происходит так, как будто таблички — это буквы (режим вставки).
- Удаление табличек происходит вместе с висящими на них поддеревьями — другие таблички при этом сдвигаются на свободное место.
- Ширину таблички можно регулировать драг-н-дропом (как в PowerPoint).
- Есть кнопочка «красота» — при этом работают эвристические алгоритмы наведения красоты презентации, гарантии сохранения последовательности табличек не дается. Необязательно в первой версии программы.
- Рисование стрелочек делается так же, как в программе Flying Logic. Табличка при этом опускается/поднимается в предыдущий ряд к той табличке, к которой ведет стрелочка.
- Экспорт в .pdf — обязателен с первой же версии программы.
- Скрыть-раскрыть поддерево. А вот группы (пока) не нужны.
- Во второй версии программы могут быть введены комментарии (как во Flying Logic) и большой заголовок, который можно вставить в .pdf — чтобы распечатанные карты не были безымянными.
Литература и комментарии к переводу
Оригинальная статья Eli Goldratt, Rami Goldratt, Eli Abramov: http://www.wsu.edu/~engrmgmt/holt/em534/Goldratt/Strategic-Tactic.html, 2002 г.
Русскоязычный перевод статьи Голдратта: http://deming.ru/TehnUpr/PostrDerStrTak.htm
Примеры самого Голдрата (4 уровня, приводятся исключительно практики):
[| Strategy-Tactic of Moving TOC to the Mainstream]
[| Rapid Reliable Response (Zycon Solution) Strategy and Tactic Tree]
[| Project Management Strategy and Tactic Tree]
[| Consumer Goods Strategy and Tactic Tree]
Оригинальные термины Голдратта
- Карта действий и результатов
- было strategy and tactic tree.
- Имя
- У Голдратта никак не называется, но всегда есть заголовок слайда с узлом его дерева.
- Обстоятельство
- было nesessary assumption
- Результат
- было strategy.
- Аргумент
- было parallel assumptions. Оказывается, Голдратт имел ввиду параллельность сторон медали из высказывания «Стратегия и тактика — это две стороны одной медали, их нельзя разделить!». Аргументы в доказательстве неразрывной связанности стратегии и тактики как параллельных неразделимых сторон одной медали — это и есть parallel assumption.
- Действие
- было tactic.
- Контраргумент
- было sufficiency assumption. Это не логика необходимости и достаточности! Имелось ввиду, что «дерево стратегии и тактики достаточно полно раскрыто». Is described sufficiently enough.