СМД-методология

Материал из PraxOS

Перейти к: навигация, поиск

Системомыследеятельностная методология (СМД-методология) -- это "подход" (ср. "системный подход", "деятельностный подход"), разрабатываемый движением, возникшим на базе Московского Методологического Кружка (ММК) формально с 1954 года. Обычно этот подход связывают с именем Георгия Петровича Щедровицкого (http://ru.wikipedia.org/wiki/Щедровицкий,_Георгий_Петрович), в настоящий момент этому подходу пытаются следовать несколько сотен человек, а интересуются им несколько тысяч человек. По оценке Г.П.Щедровицкого, освоить СМД-методологию как подход можно за 5-7 лет интенсивной работы.

В PraxOS СМД-методология используется как одна из технологий мысли.

Содержание

Предупреждения

Предупреждение 1: в СМД-методологии все "обычные" слова заняты под необыденные их значения, поэтому впервые столкнувшиеся с методологами люди имеют абсолютно ложное понимание говоримого. Так, слова "мышление", "деятельность", "наука", "методология", "культура", "человек", "личность", "индивид", "норма", "закон", "философия", "проект", "история", "коммуникация", "исследования", "аналитика" имеют в речах СМД-методологов совсем-совсем не то значение, которое подразумевают говорящие. Это основная трудность, при встрече с СМД-методологией. Беда еще и в том, что определения СМД-методологи считают гробиками для умершей мысли, и поэтому принципиально их не дают.

Предупреждение 2: СМД-методология подразумевает очень жесткую мыслительную дисциплину, в которой следует весьма необычным и малораспространенным схемам организации мысли. Так, модель мира, в центре которого находится индивид, СМД-методологи презрительно называют "птолемеевской". С их точки зрения, люди -- это субстрат, на котором живут "деятельность", "мышление" и прочие сущности, являющиеся центральными для понимания того, как устроен мир в целом, человечество в частности и люди как часть человечества. Эта дисциплина мысли требует недюжинной тренировки. Очень часто СМД-методологами называют себя люди, которые прочли (и даже поняли) некоторое количество базовых текстов СМД-методологии, но которые не практикуют образ мыслей, предполагаемые этими текстами.

Предупреждение 3: СМД-методология имеет не только огромную философскую и теоретическую составляющую, но и не меньшую прикладную и практическую. Поэтому многие СМД-методологи выбирают в жизни не столько ученые занятия и написание книг, сколько руководящую работу, позволяющую внедрять в жизнь их замыслы, проекты и программы.

Предупреждение 4: СМД-методология по причине неинтересности для нее не занималась производством и экономикой (т.е. проблемами эффективности). То, что рынок (свободный обмен производимыми товарами) является необходимым условием выживания людей, было методологами "прохлопано", и до сих пор не отрефлектировано.

Предупреждение 5: современное состояние СМД-методологии неведомо, ибо практикующие методологи не столько пишут книжки, сколько что-то делают -- и в результате все новые наработки от них можно получить только в совместной с ними деятельности (если свезет). Это характеризует СМД-методлогию в последние 15 лет. СМД-методологи разных "фракций" жестко враждуют между собой. Старые архивы не публикуются "по совокупности причин", а новые книги издаются так же нерегулярно, как это было в период до перестройки.

Предупреждение 6: у СМД-методологов особое отношение к морали и нравственности. Они придерживаются принципа "Познай Бога, а дальше делай все что угодно" (и -- по словам Г.П.Щедровицкого -- все равно, сказал это Монтень или Будда). Они считают, что пора заменить мораль нравственностью, ибо нравственность определяется идеей добра, а добро всегда ситуативно, и приходится решать каждый раз вопрос заново, перебирая моральные принципы и решая, что ведет к добру, а что не ведет -- в ситуации строить для себя систему локальной нравственности. Локальная нравственность не противоречит мировой, но ситуация должна быть многодонной, и приходится в этой ситуации проходить все сверху донизу и снизу доверху. Дальше не нужно удивляться, что поступки СМД-методологов нравственны по меркам "мировой нравственности" только в меру качества этого их прохода ситуации "сверху донизу и снизу доверху", это качество сильно разнится от ситуации к ситуации.

Предупреждение 7 (От Цой Л.Н. http://www.fondgp.ru/gp/personalia/1990/25) Чтобы сохранить критичность и не потерять рефлексивность, а также понять ограниченность и несостоятельность вышеуказанных предупреждений, необходимо изучить работы Г.П.Щедровицкого http://www.fondgp.ru/ и трудов ММК http://www.fondgp.ru/mmk/chistory,

Принципы СМД-методологии

Набор принципов, которым следуют СМД-методологи, достаточно велик. Некоторые из них изложены ниже (по материалам выступления Г.П.Щедровицкого в 1989г.):

1. Нынешний период переходный: научная организация в мире замещается методологической. Как научная организация была в мире тотальной, так будет тотальной и методологическая.

2. Есть два мира: первичный -- мир мышления; вторичный -- мир природы.

3. Пространство бывает очень разное (физическое -- это маленький кусочек). Поэтому нужно изучать топику, это крайне важно.

4. Нужно предельно развести логику (манипулирование идеальными объектами, независимое от содержания) и герменевтику, соответственно нужно предельно развести мышление и понимание.

5. Есть особое пространство истории, и в этом пространстве нужно вовремя ставить ловушки для результатов проектов. Игра построена по принципу ловушки для результатов. И нужно отличать пространство деятельности от пространства истории.

6. Предмет и объект -- это совсем про разное, должны быть предельно разведены. Правильно понятый диалектический материализм -- это усложнение идеализма материализмом. И только это делает человека с активной жизненной позицией и творческими способностями.

7. Тезис Карла Поппера про принцип самостоятельного существования идеальных содержаний или сущностей -- есть важный принцип. Реально существуют сущности или идеальные содержания, а мир феноменальный -- мир проявлений, то есть по сути дела эпифеноменальный. В мире существуют реально сущности и жить нужно принципиально, ориентироваться на эти сущности, а не на социальную ситуацию.

8. Позитивизм -- это попытка ничего из проблем не решать и вернуться к тотальному научному мировоззрению, в том числе в тех областях, где наука не работает (проектирование, программирование, определение будущего и т.д.).

9. Схема знания и содержательно-генетическая эпистемология, подразумевающая умение работать с эпистемологическими схемами в процессе коммуникации и мышления в играх и всякой другой методологической работе.

10. Безсубъектность -- уход от оппозиции "субъект-объект" (вынос на доску схемы с изображением позиций -- это совершенно особая операция отчуждения индивида, и он теперь есть момент объектности). Чтобы работать с индивидами в мышлении и деятельности надо вынести индивида на схему и быть ему противопоставленным. В этом особом модальном отношении никакого выхода на знания, на законы, на объективность по отношению к себе быть не может. Далее есть проблема субъективации (не интериоризации по Гальперину!): освоения (как осваивают инструмент, а не усвоение как в воспитании) того, что предложено в мышлении. Это все проблемы изживания психологизма.

11. Выход на теорию мышления как деятельности и на теорию деятельности (в том числе через различение мыследеятельности и чистого мышления, соединяющей их коммуникации и "зашнуровывающей" всех их рефлексии).

Определение из философского словаря

СМД-методологию невозможно определить, сами участники методологического движения путаются в вопросе о том, что это такое. Тем более, что методологи принципиально против определений. Тем не менее, приведем текст из философского словаря (http://philosophy.polbu.ru/smd_metodologija.htm)

СМД-МЕТОДОЛОГИЯ (системо-мыследеятельностная методология) - подход, разрабатываемый движением, возникшим на базе Московского методологического кружка (ММК). История движения начинается с 1952-1954, когда образовался Московский логический кружок (А.А. Зиновьев, Щед-ровицкий, Б.А. Грушин, Мамардашвили и др.). Это был период разработки содержательно-генетической логики, ассимиляции культурно-исторической концепции Выготского, запрещенной в те годы в СССР кибернетики и разворачивающихся системных исследований. Осознание своего подхода как отличного от логики, марксистской философии и науки произошло в кружке после публикации серии про-граммых докладов "О возможных путях исследования мышления как деятельности" (Щедровицкий, Н.Г. Алексеев) и открытой критике их со стороны Зиновьева. Логический кружок становится методологическим (ММК). На этом этапе (теоретико-деятельностный этап 1957-1979) участники движении заняты разработкой теории деятельности и теории мышления (В.А. Лефевр, О.И. Генисаретский, В.А. Розин и др.), исследованиями в теории систем (Э.Г. Юдин, В.Н. Садовский и др.), системным проектированием и дизайн-программами (В.Я. Дубровский, Щедровицкий и др.).

С 1979 начинается новый этап (СМД-этап) разработки методологии, когда кружок разворачивается в движение, возникают лаборатории, исследовательские и проектные группы не только в Москве, но и в других городах (Киев, Одесса, Рига и т.д.). Основной формой деятельности методологов становится организационно-деятельностная игра (ОДИ), которая строится по схеме мыследеятельности. Лидером СМД - движения и главным идеологом и теоретиком после распада Московского логического кружка являлся Щедровицкий. У основных представителей СМД-методологии на разных этапах ее развития существовали различные трактовки подхода и формулировки методологии. С середины 80-х в рамках движения выделились и институционализировались несколько самостоятельных направлений, стремительно удаляющихся от исходных представлений ММК.

Поэтому остановимся на том представлении, которое формулировал Щедровицкий в 1981, т.е. в период, когда наметился переход от узкого кружка (школы) к широкому движению. После "Рассуждения о методе" Декарта и "Нового Органона" Ф. Бэкона методология стала обязательным компонентом сначала научной, а постепенно и всех остальных форм человеческой деятельности. В подходе ММК конкретная деятельность объемлется (включается и снимается) методологией, а не наоборот. Такая перефокусировка позволила распространить термин методология на весь комплекс онтологических и традиционно методологических представлений школы и подходы, которые в аналогичных случаях называются философскими школами или направлениями (например: феноменология, философская антропология, структурализм и т.д.). Концепция СМД-методологии фундирована следующими тезисами:

1. Основная функция методологии (не только СМД) состоит в обеспечении универсума человеческой деятельности прежде всего нормами, проектами и предписаниями. Поэтому основные продукты методологической работы - конструкции, проекты, нормы, методические предписания не могут проверяться и никогда не проверяются на истинность. Они проверяются только на реализуемость. Результаты методологической работы - это не знания, а проекты, схемы и предписания.

2. Методология это не методика, поэтому она до предела насыщена знаниями, рефлексивно включаемыми в схемы и предписания. Методологическая работа и методологическое мышление соединяют проектирование, критику и нормирование с исследованием и познанием. При этом, исследование подчинено нормированию и проектированию, хотя и может быть организовано как автономная система, в специальных случаях.

3. Два первых тезиса противопоставляют науку и методологию. Однако, методология не только не отвергает научного подхода, но, наоборот, продолжает и расширяет его, распространяя на такие области, где раньше он был невозможен. Это проявляется в создании композиций из знаний разного типа: естественно-научных, конструктивно-технических, исторических, гуманитарно-практических. Традиционная же наука (в узком и точном значении этого слова) ориентирована на отделение подлинно объективного, натурального знания от всех других типов, особенно субъективно-смысловых и предписывающих - что должно, а что не должно делать.

4. Методология стремится соединить и соединяет знания о деятельности и мышлении со знаниями об объектах этой деятельности и мышления. Поэтому объект, с которым имеет дело методология, напоминает матрешку. Это особого рода связка двух объектов, где внутрь исходного для методологии объекта - деятельности и мышления - вставлен другой объект - объект деятельности или интенциональ-ный продукт мышления. Такая гетерархия объекта (поскольку в конкретной методологической практике схема двойной включенности объекта в объект может мультиплицироваться) представляет большую трудность в освоении методологического подхода с позиций традиционной науки и философии.

5. Одним из важнейших для методологии является принцип множественности представлений и знаний, относимых к одному объекту. Поэтому для методологии характерен учет различия и множественности разных позиций деятеля в отношении к объекту. Разница знаний, присущих разным позициям, и сам факт их множественности рассматривается как объективный момент мыследеятельной ситуации. Методология учитывает гетерогенность разных знаний (профессиональное, онтологическое или историческое их происхождение) в работе по "схеме многих знаний". Частным случаем этой схемы может выступать принцип дополнительности Н. Бора в отношении корпускулярной и волновой природы одного и того же объекта.

6. Связывание и объединение разных знаний в методологии происходит прежде всего не по схемам объекта деятельности, а по схемам самой деятельности. Помимо того, что методолог задается вопросом, как устроен объект в том или ином профессиональном представлении, он выясняет, в чем состояла "деятельная заинтересованность" профессионала (позиции или подхода), заставившая представлять объект именно так, а не иначе. Поэтому представление о сложной популятивной и кооперированной деятельности выступает в качестве средства связывания разных представлений об объекте этой деятельности. Отсюда в методологической работе всегда используется не одно онтологическое представление, а по меньшей мере два: организа-ционно-деятельностная онтология - изображающая структуру профессионально-кооперированной деятельности, собственно объектная онтология - природный, социальный или виртуальный объект деятельности межпрофессиональной кооперации. В СМД-методологии существуют свои центры образования и подготовки, свои журналы (наиболее авторитетный - "Вопросы методологии") и альманахи; все семинары, конференции и конгрессы приобретают ОДИ-образный (игровой) характер. Архаичность и маргинальность социальной формы существования СМД-методологии в сочетании с самыми современными методами системных исследований, рафинированными стилем мышления и языком делают этот подход и все движение уникальным явлением в постсоветской культуре.

Литература

  • Г.П.Щедровицкий об организации, руководстве и управлении -- http://oru2.narod.ru/. Это основной труд по вопросам организации. Не думайте, что все поняли, когда прочтете его один (или два, три) раз.