ИдеальныйАкционер

Материал из PraxOS

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск

Версия 15:58, 17 июня 2007

Содержание

Ситуация

Правление акционерного холдинга обсуждает систему ключевых показателей эффективности и гадает, чего от них хочет акционер. Высказываются самые разные противоречивые мнения, что могло бы быть целью акционера.

Проблема

Ключевые показатели эффективности

Факторы

Миноритарии хотят дивидендов сейчас и в будущем.

Мажоритарии хотят получить выгоду не дивидендами, а разными другими способами (чтобы не делиться с миноритариями), например, через заинтересованные сделки -- сейчас и в будущем.

Псевдоакционеры хотят заработать деньги сейчас, но не в будущем -- это ведет к тому, что через некоторое время компания станет абсолютно неконкурентоспособной.

Менеджеры хотят все заработанные деньги получить себе на бонус (а не отдать на дивиденды) и сохранить компанию (т.е. оставлять достаточные деньги на инвестиции), чтобы делать это и впредь.

Акционеры-политики хотят потратить деньги на какие-то никак не связанные с бизнесом компании цели (футбольные клубы, социальные расходы и т.д.).

Поэтому

Нужно признать, что множество текущих интересов содержит неустранимые противоречия, а менеджменту ориентироваться на "идеального акционера" -- вымышленный персонаж, который соответствует образу "акционера из учебника". Этот ИдеальныйАкционер ставит перед компанией цель заработать деньги сейчас (дивиденды) и в будущем (капитализация), и больше не имеет никаких других особых целей. Тем самым ключевые показатели эффективности должны отражать именно этот вариант, и никакой другой.

Выгоды и последствия

Миноритарии будут согласны с предлагаемым решением, ибо идеальный акционер имеет цели такие же, как они -- деньги сейчас и в будущем.

С мажоритариями нужно будет провести переговоры -- и обычно эти переговоры заканчиваются положительно (в конце концов, мажоритариям нужно заботиться не только о текущем кэше, но и о ликвидности акций). Конечно, если компания попала в какой-то "внутренний рынок" и мажоритарные акционеры пытаются выкачивать прибыль в другом месте (например, в силу налоговых ограничений, или просто там, где их доля больше), то тогда имеются объективные проблемы -- но нужно посчитать все-таки, какие убытки/прибыли имеет мажоритарный акционер, если он снимает текущие деньги с компании.

Менеджеры обычно согласны с таким решением: им легче объяснять разным заинтересованным группам (в том числе -- среднему менеджменту), что их действия "честные, как в учебнике" с одной стороны, а с другой стороны им при "идеальном акционере" много легче договориться о привязке собственного бонуса к выгодам акционеров.