Карта действий и результатов

Материал из PraxOS

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск

Версия 06:13, 16 июня 2008

Карта действий и результатов -- это принятый в PraxOS способ аргументированного введения множества работ или практик . Карта представляется в виде направленного графа (чаще всего -- дерева), в каждом узле которого находятся 5 или 6 основных элементов, представляющих собой работу или практику:

  1. Имя работы или практики: краткая формулировка Действия, отглагольная форма ("замораживание", "перемещение" и т.д.) для наименования всей группы. Поэтому "потребность в практике", "результат практики", "аргументы практики", "неочевидность практики" (или работы).
  1. Обстоятельство -- что заставляет нас хотеть данного результата -- в частности, нежелательные явления.
  1. Результат -- состояние мира, которое нам нужно в результате давления обстоятельств. Это не действия!
  1. Аргумент -- объяснения того, каким образом Действия будут причиной Результата.
  1. Действие -- приводящее к результату (т.е. состоянию мира).
  1. Контраргумент -- соображение, заставляющее объяснять (т.е. декомпозировать работу) дальше (все формулировки типа "Да, действия таковы, но..." -- и в ответ на это возникает следующий уровень). Было -- sufficiency assumption ("достаточность" -- в смысле "достаточно уровней", та же самая "презентационная", а не "содержательная" форма выбора теримна Голдратом!).

Различных Обстоятельств, Аргументов, Действий, Контраргументов в каждом узле Карты может быть несколько.

Если уточнять способы выполнения Действия не нужно (все и так очевидно), то Контраргумент не приводится. Если Контраргумент появляется, то появляется еще один уровень, но в нем не может быть меньше двух практик (если в следующем уровне только одна практика, то это вы недоформулировали текущий уровень -- втащите эти разъяснения и уберите Контраргумент).

Особое внимание уделяется вопросу нетавтологичности формулировок Результата и Действий: нельзя писать "Результат: везде холодно. Действие: обеспечить холод" (равно как "Результат: везде лежит разбросанный снег. Действие: разбросать снег", это вы просто написали одно и то же два раза. Поскольку каждое состояние мира (Результат) можно получить множеством способов, то нужно описать конкретный (лучший с вашей точки зрения) выбранный способ получения Результата -- и формулировки Результата и Действия начинают существенно различаться: "Результат: везде холодно. Действие: разбросать снег", а связь Результата и Действия и почему вы выбрали именно такое Действие, а не другое, будет объяснена Аргументами.

Программное обеспечение

Лучшая из имеющихся программ для создания Карт действий и результатов -- www.flyinglogic.com.

В PraxOS существует проект создания софта для редактирования Карт действий и результатов. Вот текущая спецификация:

Мотив для разработки: великолепная Летающая Логика (www.flyinglogic.com)

а) слишком мельтешит во время работы. Эти полёты на экране жутко отвлекают, все время теряется контекст.

б) неэффективно тратит пространство рабочей зоны (для каждой фразы отдельная клеточка, что неверно) и никак не отображает логику следования обстоятельств, результатов, аргументов, действий, контраргументов.

в) представление в PowerPoint, как у первых деревьев Голдратта -- очень неуклюжее представление. Ленточные (двухметровой длины) распечатки из Flying Logic много лучше, в них видна логика всей карты, а не только логика отдельных ее узлов, как в PowerPoint-варианте.

г) то дерево, которое демонстрирует Голдратт во время своих презентаций, нарисовано во Flash и не более чем дерево из коротких названий, безо всякой детализации. Детализация у Голдратта в PowerPoint.

1. Делается WYSIWYG-редактор, терпимый к неправильностям (т.е. можно составлять "неправильные" карты действий и результатов, хотя редактор может делать пользователю об этом замечания). Откатка работает с самого начала.

2. Работа (occurence) или практика (шаблон работы, typical) представляет собой табличку из одного столбца, накрытую предложением-заголовком (заголовок на цветной плашке, цвет совпадает с цветом рамки всей таблицы. Можно подумать, как добавить к заголовку тип "", "работа", "практика" -- список можно расширять).

3. Ячейки в табличке появляются путем вставки (драг-н-дропом из меню или при фокусе на какой-то ячейке кнопкой insert с последующим назначением типа по правому меню -- тогда ряд ячеек ведет себя как буквы в вертикальной строке). Поначалу табличка состоит из предписанного полного набора ячеек -- "обстоятельства, результаты, аргументы, действия, контраргументы". Лишние можно будет убрать, а недостающие (например, контраргументы) вставить.

4. Каждая ячейка таблички состоит из ее типа ("обстоятельства", "действия", "аргументы" и т.д. -- список можно расширять) на цветной плашке и текста в самой ячейке. Текст в ячейке форматирован как обычный текст (минимальные опции -- простые абзацы и буллетные списки с вложенностью. Остальное -- в меру богатства плагина редактирования). Желательно управление размерами шрифта, но необязательно в первой версии программы.

5. Каждая табличка располагается в своем уровне (ряду). Между табличками могут быть трассированы стрелки (цепляются снизу или сбоку -- ибо может быть несколько ячеек "контраргумент") так, чтобы из них получился направленный граф.

6. Новые таблички появляются путем а) драг-н-дропа из знака таблички (меню типов таблички, если типы есть) на полях рабочего поля -- в то место, куда покажет курсор таблички. Курсор таблички и вставка происходят так, как будто бы таблички -- это буквы (режим вставки). б) при фокусе на табличке нажатием shift-insert (тип таблички можно проставить потом, если типы есть) -- вставка происходит так, как будто таблички -- это буквы (режим вставки). Удаление табличек происходит вместе с висящими на них поддеревьями -- другие таблички при этом сдвигаются на свободное место. Ширину таблички можно регулировать драг-н-дропом (как в PowerPoint).

7. Есть кнопочка "красота" -- при этом работают эвристические алгоритмы наведения красоты презентации, гарантии сохранения последовательности табличек не дается. Необязательно в первой версии программы.

8. Рисование стрелочек делается так же, как в программе Flying Logic. Табличка при этом опускается/поднимается в предыдущий ряд к той табличке, к которой ведет стрелочка.

9. Экспорт в .pdf -- обязателен с первой же версии программы.

10. Скрыть-раскрыть поддерево. А вот группы (пока) не нужны.

11. Во второй версии программы могут быть введены комментарии (как во Flying Logic) и большой заголовок, который можно вставить в .pdf -- чтобы распечатанные карты не были безымянными.

Литература и комментарии к переводу

Оригинальная статья Eli Goldratt, Rami Goldratt, Eli Abramov: http://www.vancouver.wsu.edu/fac/holt/em534/Goldratt/Strategic-Tactic.html, 2002г

Русскоязычный перевод статьи Голдратта: http://deming.ru/TehnUpr/PostrDerStrTak.htm

Примеры самого Голдрата (4 уровня, приводятся исключительно практики): Strategy-Tactic of Moving TOC to the Mainstream [| Rapid Reliable Response (Zycon Solution) Strategy and Tactic Tree] Project Management Strategy and Tactic Tree Consumer Goods Strategy and Tactic Tree

Оригинальные термины Голдратта:

Карта действий и результатов -- было strategy and tactic tree.

  1. Имя: У Голдратта никак не называется, но всегда есть заголовок слайда с узлом его дерева.
  1. Обстоятельство: было nesessary assumption
  1. Результат: было strategy.
  1. Аргумент: было paralles assumptions. Оказывается, Голдратт имел ввиду параллельность сторон медали из высказывания "Стратегия и тактика -- это две стороны одной медали, их нельзя разделить!". Аргументы в доказательстве неразрывной связанности стратегии и тактики как параллельных неразделимых сторон одной медали -- это и есть parallel assumption.
  1. Действие: было tactic.
  1. Контраргумент: было sufficiency assumption. Это не логика необходимости и достаточности! Имелось ввиду, что "дерево стратегии и тактики достаточно раскрыто".