Шаблон описания организационных практик

Материал из PraxOS

Версия от 13:27, 26 июня 2007; Ailev (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Организационные практики и паттерны

Организационные практики -- это удачные (и поэтому -- повторяющиеся в практике) решения проблем, которые встречаются в организациях. Хорошие организаторы отличаются от плохих тем, что либо интуитивно, либо сознательно используют те или иные практики -- они не задумываются надолго над каждой очередной проблемой, а просто используют подходящий паттерн поведения. Слово "паттерн" тут обозначает некоторую повторяемость (не "закон", но "закономерность"), замечаемую в окружающих нас явлениях. Поговорка "один раз -- случайность, два -- совпадение, три -- закономерность" -- это как раз про паттерны.

Организационные практики имеют много вариантов письменного выражения:

  • "учебные романы" ("Цель" Элияху Голдратта, "Дедлайн" Тома ДиМарко) -- в них организационные практики показываются на примере действий героев, решающих типовые производственные проблемы
  • традиционные книги -- практики излагаются в свободной последовательности и свободной форме
  • набор эссе -- "Мотивация в стиле экшн. Восторг заразителен" Клауса Кобъелла, "реализация" (Getting Real) 37 сигналов.
  • системы организационных паттернов -- "Организационные паттерны гибкой разработки программного обеспечения" Джеймса Коплина и Нейла Харрисона (http://www.bell-labs.com/cgi-user/OrgPatterns/OrgPatterns?BookOutline), "Бесстрашные изменения: паттерны для знакомства с новыми идеями" Мэри Линн Маннс и Линды Райсинг ( http://www.amazon.com/exec/obidos/tg/detail/-/0201741571/ref=ord_cart_shr/104-8248788-4814302?%5Fencoding=UTF8&m=ATVPDKIKX0DER&v=glance )

Системы организационных паттернов -- это обычно очень строгая письменная форма, имеющая четкие критерии. Традиции структурированного представления организационных практик как формально описанных паттернов берут свое начало от попыток обобщить опыт успешных проектов по разработке компьютерных программ -- прежде всего организационных приемов, успешно использованных в экстремальном программировании и других способов организации труда программистов. Паттерны оказались удобной промежуточной формой представления коллективного организационного опыта для его интенсивного обсуждения -- после того, как паттерн был замечен, но до того, как соответствующая системе паттернов организационная практика оказывается описана популярной книжкой в связном изложении.

Аналогичные организационным паттернам дизайн-паттерны компьютерных программ оказались удачной конечной формой фиксации неформального опыта программистов. А впервые о паттернах, как способах фиксации дизайнерского (архитектурного, созидающего) знания было заявлено в архитектуре. Можно смело утверждать, что организационные паттерны продолжают эту традицию: традицию архитектурных и дизайн-паттернов, только речь идет об архитектуре и дизайне организаций.

Главной особенностью представления отдельных практик в формате организационных паттернов является необходимость в явном виде сформулировать проблему (обычно -- в форме противоречия) и различные факторы, затрудняющие принятие решения -- и только затем описать саму практику. Это отражается в так называемом ШАБЛОНЕ описания практик, принятом в PraxOS (см.ниже)

Критерии описания организационных практик

Эти критерии применяются в PraxOS для оценки качества отдельных организационных практик и базируются на письменном представлении этих практик в виде организационных паттернов, ибо именно в "движении паттернов" (pattern movement) серьезно занимались не только вопросами содержания практик, но и вопросами формы их изложения.

1. ПРАВИЛО ТРЕХ: организационная практика документирует повторяющееся организационное решение, которое абстрагирует три или более случая его использования и имеет Праксиология обоснование. Решение -- это что-то, что регулярно применяется (практикуется) опытными организаторами. Первое использование показывает, что решение может работать. Второе -- что оно достаточно интересно, чтобы его повторить. Третье предполагает, что ход мысли, лежащий в его основе может быть достоин стать организационным паттерном, потому что у этого решения широкая применимость. Неформальный концепт за ПравиломТрех: первый раз это случайность, второй раз -- совпадение, третий раз -- похоже на закономерность.

2. ИМЯ ПРАКТИКИ: Организационная практика PraxOS имеет имя, уникальное в PraxOS и соответствующее странице своего описания на http://praxos.ru.

3. ОБУЧЕНИЕ: Описание практики содержит как решение, так и обучающие элементы. Обучающие элементы включают обоснование практики и ее рациональное объяснение. Обучающие элементы включают обсуждение контекста и различных факторов, или уточнение выгод и последствий в результирующем контексте (см. ШАБЛОН ниже).

4. ПРОВЕРКА: Организационная практика должна быть проверена и принята квалифицированными коллегами. Ее описание должно быть исправлено автором так, чтобы учесть комментарии коллег. Крайне желательно, чтобы практика была проверена как можно большим числом людей, поэтому ее описание публикуется на http://praxos.ru (см. ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ С ПРАКТИКОЙ).

5. ВЕСКОСТЬ РЕШЕНИЯ: Приводимое в описании практики решение полностью отвечает на вопросы "что?" и "как?". Веское решение включает в себя все существенные детали. Оно должно быть понятно для практиков-организаторов или экспертов, которые еще не использовали такое решение. Описание практики содержит и абстрактное ее определение, и конкретные примеры.

6. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ: Обратная связь подтверждает эффективность организационной практики ее распространения. Обратная связь включает рецензирование и отзывы от опытных организаторов, которые использовали практику (см. ПРОВЕРКА). Этот критерий дополнительный к ПРАВИЛУ ТРЕХ. В контексте системы организационных практик проверяемая практика должна делать существенный вклад. В идеале обратная связь дается читателями, которые не входили в число авторов и попробовали использовать описанную практику в своих ситуациях.

7. ПОПУЛЯРНОСТЬ: Популярность практик измеряется объективными критериями (например, числом независимых цитирований).

8. ШАБЛОН: Организационная практика представляется несколькими секциями текста (называемыми шаблоном), которые адресуют различные ее аспекты:

Имя паттерна: уникальное в системе/каталоге паттернов. Мнемоника предлагаемого паттерном решения. Является общим заголовком страницы.

Ситуация

в какой ситуации рекомендуется применять практику

Проблема

представляет собой явно выраженное противоречие.

Факторы

различные факторы, противоречие между которыми и составляет проблему.

Поэтому

формулировка решения

Выгоды и последствия

какие положительные изменения в ситуации вызывает практика

Связанные паттерны

список паттернов, которые обязательно нужно рассматривать в связи с данным

Литература и замечания

Литература для последующего изучения