ИдеальныйАкционер

Материал из PraxOS

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Ситуация

Правление акционерного холдинга обсуждает систему ключевых показателей эффективности и гадает, чего от них хочет акционер. Высказываются самые разные противоречивые мнения, что могло бы быть целью акционера.

Проблема

Ключевые показатели эффективности существенно зависят от целей фирмы. Увы, обычно есть много самых разных людей, представляющих акционеров, и они все хотят от фирмы разного -- в итоге менеджмент не может участь все разнообразие их пожеланий.

Факторы

Миноритарии хотят дивидендов сейчас и в будущем.

Мажоритарии хотят получить выгоду не дивидендами, а разными другими способами (чтобы не делиться с миноритариями), например, через заинтересованные сделки -- сейчас и в будущем. Более того, разные представители мажоритариев напирают на разные оценки результата работы фирмы.

Псевдоакционеры хотят заработать деньги сейчас, но не в будущем -- это ведет к тому, что через некоторое время компания станет абсолютно неконкурентоспособной.

Менеджеры хотят все заработанные деньги получить себе на бонус (а не отдать на дивиденды) и сохранить компанию (т.е. оставлять достаточные деньги на инвестиции), чтобы делать это и впредь.

Акционеры-политики хотят потратить деньги на какие-то никак не связанные с бизнесом компании цели (футбольные клубы, социальные расходы и т.д.).

Поэтому

Нужно признать, что множество текущих интересов содержит неустранимые противоречия, а менеджменту ориентироваться на "идеального акционера" -- вымышленный персонаж, который соответствует образу "акционера из учебника". Этот ИдеальныйАкционер ставит перед компанией цель заработать деньги сейчас (дивиденды) и в будущем (капитализация), и больше не имеет никаких других особых целей. Тем самым ключевые показатели эффективности должны отражать именно этот вариант, и никакой другой.

Выгоды и последствия

Миноритарии будут согласны с предлагаемым решением, ибо идеальный акционер имеет цели такие же, как они -- деньги сейчас и в будущем.

С мажоритариями нужно будет провести переговоры -- и обычно эти переговоры заканчиваются положительно (в конце концов, мажоритариям нужно заботиться не только о текущем кэше, но и о ликвидности акций). Конечно, если компания попала в какой-то "внутренний рынок" и мажоритарные акционеры пытаются выкачивать прибыль в другом месте (например, в силу налоговых ограничений, или просто там, где их доля больше), то тогда имеются объективные проблемы -- но нужно посчитать все-таки, какие убытки/прибыли имеет мажоритарный акционер, если он снимает текущие деньги с компании.

Менеджеры обычно согласны с таким решением: им легче объяснять разным заинтересованным группам (в том числе -- среднему менеджменту), что их действия "честные, как в учебнике" с одной стороны, а с другой стороны им при "идеальном акционере" много легче договориться о привязке собственного бонуса к выгодам акционеров.

Связанные паттерны

Обязательно нужно обсуждать

Литература

Похоже, это пример более общего паттерна "придумай персонажа, и проследи, чтобы он был один" -- ибо второй пример был найден в книжке Алана Купера "Психбольница в руках пациентов" http://www.fictionbook.ru/author/kuper_alan/psihbolnica_v_rukah_pacientov/kuper_psihbolnica_v_rukah_pacientov.html (там предлагается программное обеспечение проектировать для выдуманного персонажа, а не для реальных людей; и именно одного персонажа, а не их набора).