Новая практика для новой действительности

Материал из PraxOS

Перейти к: навигация, поиск


Обрывки из первой главы GTD (get things done) (в сверхвольном пересказе)

Организации, в которые мы вовлечены, постоянно изменяются: в них меняются цели, продукты, партнеры, клиенты, рынки, технологии и собственники. По необходимости, это меняет структуры, формы, роли и ответственности. Сейчас даже сорокалетние и пятидесятилетние вынуждены выдерживать стандарты профессионального роста, просто чтобы оставаться в мейнстриме.

Персональный календарь является традиционной, но совершенно недостаточной формой организации. Приоритеты дел стали второй формой. Но ни ежедневное планирование, ни простые списки приоритетов не позволяют выживать в мире, где любой телефонный звонок может резко нарушить все планы. Нужно перейти от планирования по локальным (ежедневным) максимумам к планированию по глобальным максимумам.

Почему не получается концентрироваться на высокоуровневых целях:

  1. Cлишком много ежедневных отвлечений и привязанных к конкретным часам обязанностей, чтобы хоть как-то сфокусироваться на высоких уровнях планирования.
  2. Неэффективные системы персональной организации создают огромное подсознательное сопротивление тому, чтобы брать бОльшие цели и проекты, нежели и так заваливаемые меньшие -- никто не хочет увеличивать и без того большой стресс.
  3. Ежели честно ответить на высокоуровневые вопросы по целям и ценностям, то это сильно поднимет планку наших собственных стандартов, и это опять-таки только увеличит в итоге количество работы, которую нужно будет делать.

Фокусирование на ценностях не упрощает жизнь, а просто дает осмысленность и направленность -- но сложностей только добавляет.

А почему разные мелкие мысли не выходят из головы? Потому как

  1. неточно (если вообще) сформулирован желаемый результат.
  2. нет решения, какое следующее действие нужно предпринять для достижения результата.
  3. нет напоминалки о результате и первом требуемом действии в системе, которой можно доверять.

А пока мелкие мысли не выходят из головы, она занята ими для всего остального.

Чепуха (stuff) -- все, что вы допустили в ваш внутренний мир, и не находится на своем месте, но так и не удосужились определилить желаемый результат и первое действие по его достижению. Провал большинства органайзеров для большинства людей -- то, что они так и не переработали всю чепуху, которую они пытаются организовать. До тех пор, пока это все еще не переформулированная чепуха, она не контролируема.

Все, что мы должны делать, как knowledge workers -- это переработка и очистка чепухи. После этого, возможно, не нужно будет ничего делать, кроме простой физической работы. Мы вполне можем натренировать себя, как спортсменов, на то, чтобы выполнять нашу знаниевую работу быстрее, более ответственно, сфокусированно и проактивно.

Управлять нужно не временем (оно все равно идет), информацией (вас все равно смоет излишком) или приоритетами (их нужно иметь, а не управлять ими). Управлять нужно действиями. Над чем нужно думать -- это что делать в каждый конкретный момент. Недостаток времени -- это не проблема. Проблема -- это непродуманность проектов с точки зрения результатов и следующих шагов. Думать над проблемами лучше не в тот момент, когда ты в них попал, а в тот момент, когда они только-только появились на горизонте.

Невозможно выполнять "проекты", возможно только выполнять действия, с ними связанные. Если действия не запланированы, то "проекты" никогда не двинутся с места, а так и будут висеть над душой до того момента, пока не произойдет знаниевая работа -- не будет выполнено их планирование.

Для того, чтобы выйти на хорошую систему планирования, нужно применить подход снизу-вверх. Интеллектуально, конечно, более привлекательно подойти сверху-вниз: определиться с миссией, и декомпозицией сообразить, что нужно делать, чтобы миссия была выполнена. Но обстоятельства нужно научиться приручать на нижнем уровне, и затем постепенно восходить наверх, соразмерно с тем, насколько удается удерживать под контролем нижнеуровневую рутину. Что толку думать про высокоуровневые цели, если не развит устойчивый к внешним воздействиям операциональный стиль, стиль делания? Делание-то ведь всегда низкоуровневое. Что толку удерживать высокоуровневые цели, если не хватает умения разгребать ящик "входящих"?

Управлять обязательствами (commitments), проектами и действиями нужно как "по вертикали", так и "по горизонтали": горизонтальное управление -- это все подряд дела изо всех проектов, которые нужно делать за день, вертикальное -- индивидуальные темы и проекты (проектирование как таковое).

Главное -- это выкинуть все из головы на какое-то медиа. Нет никакой нужды думать одну мысль дважды, если только вы не любите думать именно её. Сознание -- это экран, не память. Сознание показывает то, что находится в кратковременной, оперативной памяти. А в этой памяти находится все то, о чем вы беспокоитесь: мысли отвлекаются, а никакого прогресса не делается. Поэтому нужно выгрузить все из оперативной памяти вовне, и там это и организовывать -- в внешней памяти не будет никаких "мелькающих мыслей", чистый текст.