Маржинализм

Материал из PraxOS

Перейти к: навигация, поиск

Человеческая деятельность состоит из постоянно совершаемых выборов. Мы рассматриваем разные варианты действий в своей частной жизни, в семье, на работе, как граждане государства, как хозяева бизнесов, как работники по найму. Увлёкшись рассмотрение открывающегося перед нами сложного варианта, со всеми трудностями его реализации и неопределённостью исхода, часто можно услышать от окружающих бытовую мудрость: «посмотри на ситуацию в целом». Надо ли следовать этому совету?

В конце XIX века выдающиеся европейские экономисты Менгер, Джевонс и Вальрас почти одновременно сформулировали экономические законы, оказавшие на мировую экономическую науку такое влияние, что последствия их работ и работ их последователей назвали «маржинальной революцией». Отправной точкой этих рассуждений стало довольно очевидное наблюдение: невозможно оценить пользу или вред от приобретения или потери человеком какого-либо блага (товара, денежной суммы), если неизвестно, каков был у человека запас этого блага.

Потеря ста рублей может оказаться финансовым ударом, если это всё, что есть у человека. Для того же человека потеря тех же 100 рублей будет гораздо менее ощутима, если у него есть миллион рублей. В пустыне человек может многое отдать за глоток воды. Однако когда он напьётся и наполнит фляги, человек в той же пустыне уже не заплатит ни копейки за очередные 100 литров той же самой, ни капли не изменившейся, воды.

Экономисты пришли к выводу о необходимости рассматривать любое явление или действие не изолированно, а как изменение в существующей ситуации, при этом желательно рассматривать каждое элементарное изменение, переводящее ситуацию через границу (английское - margin) или предел. Таким образом в экономике появились и стали основой любого современного рассмотрения понятия «предельной (или маржинальной) полезности», «предельных (или маржинальных) издержек», «предельное (или маржинальное) замещение», и связывающие их законы.

Имея запас воды, человек потратит первый глоток на утоление жажды, первый литр – на приготовление супа, литры со второго по пятый – на умывание, и так далее, пока сотый литр не закончится на поливке клумбы. Тем самым предельная полезность для человека первого глотка равна полезности сохранения жизни, а предельная полезность сотого литра – полезности клумбы перед домом.

Один из законов маржинального подхода - «закон убывания предельной полезности» - говорит о том, что предельная полезность для человека любого блага всегда убывает по мере увеличения единиц этого блага, по мере того, как убывает полезность того, как это благо может быть использовано.

Применяя наблюдения о маржинальной природе человеческих предпочтений к любой человеческой деятельности (не обязательно как к экономическому явлению), можно сказать, что совет «посмотри на ситуацию в целом» совсем не точен. Правильный совет звучал бы как «посмотри на ситуацию как на изменение существующего целого».

Тривиальное, в общем-то, наблюдение о том, что один и тот же рецепт, сделка, идея – могут сработать, принести пользу, быть выгодными в одной ситуации, и оказаться бесполезными или вредными в другой – оказывается проявлением всё того же принципа предельной полезности – пользу или вред приносит не действие само по себе, а его последствия в конкретной ситуации. Анализировать любой вариант действий надо только как изменение уже существующей ситуации, при этом рассматривать следует не комплекс изменений в целом, а отдельные составляющие его действия. Все действия надо оценивать и принимать дальнейшие решения только с учётом результатов предыдущих действий.

Посмотрим на применения принципа предельного (маржинального) подхода на практике.

Научитесь видеть в окружающем мире, что пользу или вред, счастье или дискомфорт, вам приносят не текущее состояние дел («мгновенный снимок» ситуации), а происходящие изменения.

Если вам нечего есть, вас беспокоит не количество продуктов в холодильнике, а ухудшающееся состояние вашего здоровья. Если прибыль вашей фирмы сохраняется на уровне одного миллиона долларов в год, причины вашего беспокойства могут состоять в падении доли рынка, старении персонала, или просто в инфляции, с каждым годом сокращающей список того, на что вы можете потратить этот миллион.

Если в окружающем мире ничего не меняется, вам, как правило, не о чем беспокоиться. Однако на практике оказаться в таком неизменном мире – невозможно.

Любое действие изменяет существующую ситуацию. Вы можете долго оценивать варианты действий и планировать, но рано или поздно вы совершаете первый шаг. Как только вы что-то сделали, у вас есть новое текущее состояние дел, вы не можете вернуться к чистому листу и все дальнейшие действия будут изменять уже достигнутое состояние. А так как последствия первого же сделанного шага могут отличаться от запланированных – полезность каждого последующего шага вы будете оценивать уже в новой ситуации, и менять свои планы в зависимости от этого.

Маржинальный подход к деятельности состоит в рассмотрении последствий отдельных шагов реализации плана, и сравнении связанных с ними рисков и издержек с альтернативами. Понимание маржинальной природы человеческой деятельности приводит к гораздо более ответственному подходу к долгосрочному планированию.

Маржинальный подход к анализу экономической деятельности легко применять тогда, когда вы ищете ответ на вопрос «сколько?». Сколько товара произвести, за сколько его продать, сколько заплатить за технологию, работника, компанию. Во всех этих случаях имеет смысл посмотреть – а сколько вы уже произвели, сколько вы затратили на производство именно этой единицы товара, какова для вас ценность именно этой технологии или работника в сочетании с уже имеющимися. Если вы ищете ответ на вопрос «что?» - что именно произвести, что предложить клиенту – применение маржинального подхода может быть и не так продуктивно.

Тем не менее, в современном производстве уникальные решения часто становятся основным бизнесом.

Мультипроектная организация, выполняющая уникальные строительные или софтверные проекты, сталкивается с абсолютно рутинной задачей – брать или не брать в портфель своих проектов вот этот очередной абсолютно уникальный проект. И именно тут стоит применять маржинальный анализ, анализ предельных издержек и выгод проекта. Который может дать для одного и того же проекта совершенно разные ответы, в зависимости от загрузки ваших ресурсов иными, уже находящимися в портфеле, проектами.

По какой минимальной цене вы готовы продать произведённую вами единицу товара? По цене, заложенной в бизнес-плане, и обеспечивающей акционерам возврат на вложенный капитал на уровне рыночных ожиданий? Между тем экономисты ожидают, что вы будете готовы продать единицу товара по цене, равной предельным издержкам её производства, то есть тем издержкам, которые вы понесёте на производство именно этой единицы товара. Эти издержки включают только цену материалов, и, быть может, цену рабочего времени ваших сотрудников – если они работают сдельно. Но предельные издержки производства очередной единицы товара не включают ни копейки амортизации основных средств (вы ведь их уже купили), или прибыли компании. Разумеется, экономисты правы только для так называемых «эффективных рынков с совершенной конкуренцией», никогда не встречающихся в природе. Но такие же маржинальные аргументы вы можете неожиданно услышать на переговорах с вашими заказчиками, и хорошо бы вам в этот момент распознать маржинальный способ рассуждений.

Поэтому важнейшим показателем управленческого учёта, ведущегося предпринимателем только для себя, является маржинальная прибыль – прибыль от принятия отдельного производственного решения, не искажённая попытками отнести на это решение иные издержки, не связанные с его принятием и реализацией (такие искажения неизбежно вносятся в финансовые показатели при определении «себестоимости» производственных решений по большинству методик, начиная от обязательного налогового учёта, и кончая самыми продвинутыми методиками ABC - activity based costing).

Как уже понятно, при поиске ответа на вопрос «сколько» с помощью маржинальных рассуждений необходимо разбить решение на последовательные шаги.

Если вы хотите нанять новых сотрудников, то стоит рассматривать найм одного нового сотрудника, потом второго, потом третьего. При таком анализе можно обнаружить действие ещё одного интересного закона, связанного с предельной полезностью. Если вы не увеличиваете иных инвестиций, а только лишь нанимаете людей на производство – найм каждого нового нанятого сотрудника будет приносить вам меньше, чем найм предыдущего. Действительно, в цехах будет становиться всё теснее, закупки не будут справляться с поставками сырья, проектировщики – с документацией. Поэтому первый нанятый новый сотрудник может увеличить ваш выпуск на 100 единиц, второй – на 99, и так далее. При этом найм каждого нового сотрудника будет увеличивать ваши издержки. Даже если пятый сотрудник окажется таким способным, что выпуск вырастет на 110 единиц, вы не сможете продолжать найм и обеспечивать рост бесконечно. Рано или поздно найм новых сотрудников на производство перестанет приносить выгоду без принятия принципиальных решений об изменении бизнеса в иных аспектах.

Без маржинального анализа часто бывает трудно понять – где остановиться при реализации программ увеличения инвестиций или сокращения издержек (которое работает точно так же – сперва приносит выгоду, а потом начинает загонять компанию в минус).