Рассказ об использовании PraxOS

Материал из PraxOS

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

PraxOS как инструмент коммуникации

Организация выполняет свои функции и достигает целей своего существования, если входящие в неё люди успешно выполняют необходимые для этого работы. Чтобы в организации делались действительно необходимые работы, люди должны уметь выбирать работы для получения нужного результата, согласовывать выбор и разделение работ друг с другом, оценивать полученные результаты и вносить необходимые изменения в выбор и исполнение работ. Люди в организации должны представлять имеющиеся в организации ресурсы (включая своё собственное время) и эффективного разделять эти ресурсы между выполняемыми работами.

Для решения этих задач в любой организации существует какая-то организационная система. От того, какая именно эта система зависит, лучше или хуже люди справляются с особенностями работы в данной организации. Организационная система – этот тот набор норм и правил, практических рецептов, и поддерживающих их технологий, которые помогают людям организовываться – выполнять совместно целенаправленную работу.

Организационная система PraxOS в первую очередь помогает людям в организации:

  • каждому в отдельности – размышлять о работе и принимать необходимые решения;
  • вместе – коммуницировать по поводу совместной работы.

Мы намеренно говорим “коммуницировать”, а не “общаться”. Коммуникация означает, что нам важно не только знать, что люди обмениваются сообщениями, но и понимать, что люди вкладывают в сообщения и извлекают их них смысл – используют передаваемые сообщения для побуждения к действию или делают из полученных сообщений выводы о действиях, которые им необходимо совершить. Если в результате коммуникации выводы людей о необходимых действиях и их желательных результатах совпадают – мы говорим что люди договорились о совместной работе.

PraxOS для моделирования

Чтобы договориться в рамках организации о совместной работе, людям надо договориться о разных аспектах организованной деятельности, только один из которых работа. В рамках принятого в PraxOS системного подхода на организованную деятельность и организацию смотрят со следующих сторон:

  • Предметная область (с чем имеет дело организация).
  • Нормы (что соблюдают люди, занимающиеся организованной деятельностью).
  • Работы (как планируются работы, как они исполняются во времени).
  • Учёт ( как оценивается результат).
  • Люди (какие люди составляют организацию, каковы их компетенции, какие они исполняют роли и какие занимают позиции).
  • Коммуникация между людьми (как люди общаются и как они интерпретируют смысл из сообщений).

Чтобы люди смогли договариваться обо всех этих сторонах деятельности, им нужны соответствующие модели. В PraxOS мы предпочитаем говорить об одной модели организации, устроенной как симултрек, то есть позволяющей смотреть на организацию с разных сторон. Модель организации позволяет людям в процессе коммуникации иметь в виду одну и ту же информацию, говорить об одном и том же предмете, действии, аспекте проблемы. Хорошая модель также может выполнять расчёты по заданным правилам, экономя время на оценку последствий обсуждаемых решений.

Подход PraxOS предлагает размышлять и договариваться о работе организации в рамках составления планов и их исполнения. Поэтому в основе модели организации в PraxOS лежит план работы состоящий из структуры работ, росписи ресурсов, взаимозависимостей работ и ресурсов, и графика работ. При составлении такого плана как раз и приходится создавать модель организации, включающую в себя перечисленные выше аспекты. Структура работ не может быть создана без описания предметной области, в которой работает организация, её цели организации и функции. Без описания учёта и формирования показателей не могут быть смоделированы входящие в план функции накопления качества. При составлении росписи ресурсов необходимо описание структуры организации как совокупности людей, обладающих определёнными компетенциями, полномочиями, занимающих места в административной структуре.

Использование PraxOS предполагает организацию коммуникации людей именно по поводу плана. Поэтому практические рецепты (практики) PraxOS помогают людям договариваться именно о планах работы, и о тех взглядах на организацию, без договорённости о которых невозможно составить её планы. PraxOS поддерживает модель коммуникации, дающую возможность предлагать работы в план, спорить по поводу планов, фиксировать достигнутые договорённости и их исполнение – исполнение плана.

Договорённость, то есть согласие по вопросам плана и его исполнения, общие ожидания людей относительно результата исполнения плана – и есть результат работы с моделью организации в соответствии с практиками PraxOS.

Последняя компонента модели организации в PraxOS, модель норм, используется для описания набор норм и правил организации. Модель норм позволяет формировать, видеть, обсуждать и изменять нормы и правила, обеспечивающие все необходимые виды организованной деятельности: постановку целей, составление и исполнение планов, фиксацию договорённостей, учёт результатов работы, пересмотр целей и планов.


Софт PraxOS

Будет дополнено описанием софта PraxOS.


Использование PraxOS как обучение

Использования PraxOS в реальной организации (РеОрг) состоит в проведении изменений. Для изменений необходимо:

  • Проанализировать ситуацию, в которой находится РеОрг, и выяснить проблемы, которые надо решать ("почему менять").
  • Обнаружить набор бытующих в РеОрг организационных идей (принципов, норм и практик), подлежащих замене ("что менять").
  • Найти наилучшим образом подходящую к текущей ситуации РеОрг небольшую часть практик PraxOS ("на что менять").
  • Выбрать набор практик PraxOS, обеспечивающих внедрение изменений ("что сделать, чтобы изменения произошли").
  • Обучить владельцев, руководителей и сотрудников РеОрг новым практикам, использованию поддерживающего их софта (возможно, софта PraxOS) и теоретическим принципам, обосновывающим действенность выбранных практик.
  • Повторить цикл изменений.

Мы всегда добиваемся, чтобы использование PraxOS в организации было не однократным изменением, а непрерывным процессом изменений, не зависящим от усилий внешних консультантов по PraxOS. Для этого владельцы, руководители и сотрудники РеОрг должны:

  • Обучиться лежащим в основе PraxOS мощным идеям.
  • Обучиться самостоятельно проверять различные бизнес-философии на совместимость с принятыми в организации теориями.
  • Обучиться самостоятельно извлекать и внедрять в деятельность организации необходимые ей практики.
  • Обучиться выбирать или дорабатывать софт для поддержки внедряемых практик.