Мыслительные процессы
Материал из PraxOS
Мыслительные процессы (thinking processes, http://www.focusedperformance.com/articles/toctp2.html, http://www.dbrmfg.co.nz/Thinking%20Process.htm, http://www.valdosta.edu/~eddwalker/CRT.ppt) -- систематический способ размышления, "оформляющий" интуицию. Его автором является Э.Голдратт (Eliyahu Goldratt, http://en.wikipedia.org/wiki/Eliyahu_M._Goldratt), а используются мыслительные процессы в качестве основного инструмента решения проблем, возникающих при применении теории ограничений .
Мыслительные процессы изложены в учебном художественном романе Э.Голдратта "Это не везение" (It's not luck, 1994г., выходила и на русском языке). Голдратт предлагает использовать эту мыслительную технологию в детских садах и начальной школе, чтобы прививать ученикам вкус к логическому мышлению (http://www.tocforeducation.com/, http://catalog.halliburtonassociates.com/catalog/) -- логики достаточности (причин и следствий, if ... then ... because...) и необходимости (in order to ...., we must... because...).
В мыслительных процессах систематически используется построение деревьев и других диаграмм причинно-следственной связи отчуждаемого (на бумаге, а не "в голове") представления интуитивных выводов по текущей ситуации:
- для того, чтобы не решать сложные задачи "в уме" (ибо не гроссмейстеры, чтобы играть "по памяти" -- нужна "шахматная доска" с представлением позиции)
- для того, чтобы обеспечивать коллективное размышление (тоже "доска", но уже типа школьной доски -- для совместного размышления)
- для презентации результатов (построенные деревья используются для рационального убеждения во внедренческой технологии 7 уровней преодоления сопротивления ). Особое внимание уделяется тому, чтобы в деревьях была представлена логика, не вызывающая немедленных возражений (проблема legitimate reservations).
В своей сути мыслительные процессы не очень отличаются от других систематических технологий мысли (и это отмечается в многочисленной литературе -- см. например сравнение ТРИЗ и мыслительных процессов в http://www.triz-journal.com/archives/1999/05/b/index.htm). Начинается все с анализа ситуации и формулировки идеальной ситуации, затем выявляется логическое противоречие (два высказывания, которые одновременно верны в рамках текущих предпосылок и ведут к идеальной ситуации), затем изменяются предпосылки так, чтобы снять текущее противоречие, затем строится план перехода к идеальной ситуации исходя из решенного противоречия.
Основная последовательность действий:
- Декларируются объекты, над которыми нужно подумать: "что менять, на что менять, как сделать так, чтобы изменение произошло" (ритуальная формула "what to change, what to change to, how to make the change happen).
- что менять
- Производится анализ ситуации, для чего строится дерево текущей ситуации (current reality tree, CRT). В основании дерева лежит множество нежелательных явлений (НЖЯ), для которых логически находится одна причина -- ограничение. Это дерево строится исходя из посылки, что система проста-по-Голдратту (т.е. имеет множество связей внутри себя, и "все на все влияет", разматывать этот клубок взаимодействий можно из любой точки).
- выявляется и разрешается противоречие (в терминах мыслительных процессов -- строится "грозовая туча", thunder cloud и затем разрушается путем "впрыскивания", injection).
- на что менять
- строится дерево будущей ситуации (future reality tree, FRT) -- в котором необходимо показать, чего не хватает (используется логика необходимости и достаточности), чтобы достичь желаемой ситуации.
- строится дерево оговорок про отрицательные ветки (negative branch reservation) -- для того, чтобы показать все меры, направленные на недопущение возможных отрицательных последствий принятых на предыдущих этапах решений.
- как сделать так, чтобы изменение произошло
- строится дерево препятствий для внедрения решений (prerequisite tree, PRT) -- для того, чтобы показать, чего не хватает в терминах действий, чтобы изменить ситуацию в направлении предлагаемого решения
- строится дерево перехода (the transition tree, TRT), по сути являющееся деревом плана -- переводящим результаты/продукты в действия.
Обычно выстраивание этих деревьев -- весьма трудоемкая процедура, требующая огромной дисциплины и затрат времени (конечно, со временем появляется навык в использовании этих способов оформления мысли). Специализированных софтверных инструментов для построения подобных деревьев нет, большинство людей использует Visio или редакторы mindmaps. Есть множество техник, которые позволяют работать с деревьями "как текстом", прежде всего это нумерование узлов дерева и затем работа с этими узлами не по содержанию (именам), а по номерам-идентификаторам.
Основное время работы уходит на то, чтобы устранить петли обратной связи в предлагаемых деревьях -- т.е. найти наиболее жесткие причинно-следственные зависимости в явлениях.
Особо нужно отметить, что "нет знания проблемы и связанной с этим знанием интуиции -- никакие деревья не помогут, они лишь помогают оформлять то, что уже знается".